2
1

 

                                                                              

                                                                

       

галерея

книги

статьи

гостевая

главная

                                                                  

                                            

                                                               

«Красота должна быть подобна судороге - иначе ей не выжить...»

К 100-летию со дня рождения Андре Бретона

Составление, предисловие и перевод Сергея Дубина

В феврале этого года весь мир (а география сюрреализма подтверждением тому, что это не пустые слова) отмечал столетие со дня рождения Андре Бретона. Подобный охват не случаен: значение сюрреализма для развития мировой литературы, искусства, шире - мысли ХХ века, как таковой, - мало с чем сравнимо; и дело здесь даже не в красоте написанных Бретоном слов, смелости его провокационных выходок или четкости и непримиримости его позиций - все это, пользуясь выражением Верлена, «писанина». Не сумев, быть может, вывести собственные словесные достижения из круга маргинальности и привлекательности лишь для редких любителей, сюрреализм тем не менее своей уличной дерзостью, критикой рутинной или помпезной эстетики - а порой и этики - и, в особенности, триумфальным «открытием» роли произвольного, чудесного в творчестве проник во множество мельчайших щелочек современного искусства и художественного быта. Поп-арт, концептуализм, новый роман, роман-коллаж, action painting Поллока, магический реализм писателей Восточной Европы и Южной Америки, словесные эксперименты Реймона Кено и Жоржа Перека - за всеми этими артистическими феноменами незримо присутствует львиная грива Бретона. Мало того: не довольствуясь популяризацией собственных произведений, сюрреалисты заново открывают для современников и следующих поколений литературное наследие прошлого - здесь и «воскрешение» Сада и Лотреамона, и статья Бретона, поставившая последнюю точку в споре о подлинности найденных отрывков «Духовного гона» Рембо.

Обидно признавать, но у нас Бретона знают крайне мало. Он, увы, остается одним из рядовых звеньев в цепочке имен, о которых, в лучшем случае, «что-то слышали». Разумеется, одна журнальная публикация даже частично не заполнит эту значительную лакуну. Ее цель иная: познакомить с теми сторонами творчества Бретона, которые не входят в узкий круг общего внимания. При имени основателя сюрреализма обычно вспоминается его «Манифест сюрреализма», романы «Надя» или «Безумная любовь». Между тем Бретон еще и - если не прежде всего - критик, чутко откликавшийся практически на все происходившее вокруг, но при этом не просто реагирующий на художественный климат, а предвещающий его перемены и сам их едва ли не первым задающий со свойственной ему категоричностью. Именно критические работы Бретона начала 20-х годов, времени накануне, скажем так, «документальной регистрации» сюрреализма, составили стержень настоящей подборки. Они сопровождены отрывками из книги единомышленника (не рискну произнести «соратника») Бретона - Жюльена Грака, одним из первых заговорившего о лидерских качествах Бретона, о его «вождизме» и, вместе с тем, о радикально новом, характерном лишь для ХХ века, типе «публичного» литератора.

Данная публикация раскрывает и еще один аспект творчества Бретона. Мало кто знает, что он оставил после себя несколько десятков пластических работ - от простых набросков на салфетках кафе, в которых проводили свои собрания сюрреалисты, до созданного им нового, поистине революционного жанра стихотворений-предметов - стиховещей.

Сплав текста и образа, поэмы и полускульптуры-полукартины, стиховещи - кому-то из читателей они, может быть, напомнят работы Сергея Параджанова - по-особому преломляют вещный мир, перевод его в состояние волшебной праздничной приподнятости, готовности вступить в чудесный круг превращений. Бретон посвятил немало усилий тому, чтобы разрушить возведенную новоевропейским разумом крепость предметности, культ объекта. Один из примеров подобных его усилий - программная статья «Кризис предметности». О самих стиховещах рассказывает предисловие позднего бретоновского сподвижника Октавио Паса к вышедшему в Париже в 1991 году сборнику пластических работ Бретона «Вижу - следовательно, воображаю».

В заключение приведу слова, сказанные Ле Клезио о Лотреамоне, любимце и вдохновителе сюрреалистского движения, но вполне, кажется, относящиеся и к его лидеру: «Перед нами неизведанна планета; освоение ее уже началось - неосознанно, медленно, но началось».

Андре Бретон

В защиту Дада

По-моему, ничто так не радует дух, как зов свободы. Да и может ли он чувствовать себя свободно в тех рамках, куда его загоняют чуть ли не каждая написанная книга, чуть не каждое свершившееся событие? Наверное, любой хотя бы единожды ловил себ на подспудном желании отгородиться от внешнего мира: вдруг обнаруживаешь, что нет ничего более тяжеловесного, более бесповоротного. Пытаешьс изменить нравственные ориентиры - но все в конце концов неумолимо возвращается на круги своя. Поэтами по-прежнему именуют лишь тех, кто решился заплатить за чудесный миг прозрения безумием оставшихс дней: Лотреамона, Рембо, - но на них, правду сказать, литературные ребячества и обрываются.

Когда же будет наконец признана истинная роль случа в создании произведений и зарождении идей? Сильные эмоции на самом деле куда непроизвольней, чем кажутся. Путь к меткому определению или сенсационному открытию нередко начинается с ничтожнейших мелочей. Непредвиденное осложнение делает практически невозможным достижение цели. Психологическая литература - отражение подобных исканий - лишена всяческого интереса, а роман, несмотря на свои непомерные претензии, оказывается просто дутой величиной. Лучшие образцы недостойны даже того, чтобы разрезать их страницы. Полнейшее к ним безразличие должно стать правилом. Да и по какому это праву мы, неспособные разом охватить всю полноту картины или человеческой беды, возьмемся судить?

Если молодость нападает на условности, не стоит тут же подымать ее на смех: кто знает, действительно ли зрелое размышление - добрый советчик? Я готов превозносить простодушие на всех углах, но вижу, что его терпят, пока оно никого не задевает. Подобное противоречие лишь прибавляет мне скепсиса. Защита от возможных диверсий неизбежно означает преследование всех, кто еще осмеливаетс поднять голову. Особой храбрости здесь, по-моему, не требуется. Бунты вызревают сами, и нет никакой необходимости отстаивать это давно ставшее очевидным утверждение.

По мне, подобная предусмотрительность чрезмерна. Лично я говорю в полный голос из одного удовольствия подставить себя под удар. Следует запретить использование в речи конструкций, выражающих сомнение. Но самое убедительное, самое неоспоримое - вовсе не значит самое общеизвестное. Я, например, не уверен, стоит ли говорить о том, что знаешь лучше всего.

Воскресенье

Самолет прядет телеграфные провода
а ручей мурлычет старую песню
На празднике кучеров - оранжевый аперитив
но у поездных механиков бесцветные глаза
Улыбка этой дамы затерялась в лесах

Но сразу оговоримся: чувствительность сегодняшних поэтов - вещь особая. Из нежащего их слух стройного хора проклятий время от времени доносится поистине чарующий голос, который заявляет, что у них-де в помине нет сердца. Молодой человек, в свои двадцать три окинувший этот мир несравненным по красоте взглядом, ушел от нас - причем самым таинственным образом. Что ж, теперь критики вольны голосить о его тоске: ведь завещания Жак Ваше не оставил! Представляю, как бы он расхохотался, произнеси я тогда слова «последн воля». Но пессимистов среди нас нет. Его обычно изображали растянувшимс в шезлонге - этакое воплощение конца столетия, лакомый кусочек для психологических зарисовок, - а он всегда был полным сил, легким, неуловимым. Иногда я встречаю его: пассажир в трамвае показывает родственникам-провинциалам Париж - «бульвар Сен-Мишель, университетский квартал», - и окошко понимающе подмигивает мне.

Нас постоянно корят за то, что мы не толчемся у входа в исповедальню. Богатство - и удача - Жака Ваше как раз в том, что он ничего не написал. Он отбивался как мог от всякого произведения, этого камня, что после смерти тянет душу на дно. Когда Тристан Тцара еще только читал в Цюрихе судьбоносные строки своей прокламации, манифеста Дада 1918 года, Ваше, сам того не зная, подтверждал своей жизнью его ключевые положения. «Вся философия - в вопросе, под каким углом рассматривать жизнь, бога, идею и пр. Куда ни глянь - сплошная подделка. Любой результат относителен, и послеобеденный выбор десерта: пирог или вишни, - куда важнее». Окружающим не терпится укоренить ростки духовности на поле общественных нравов. «Сделайте же что-нибудь!» - кричат нам. Но, надеюсь, Андре Жид согласится с Тцара: «На шкале Вечности всякое действие - проста суета», - и требуемое от нас усилие - жертва поистине мальчишеская. Дело не в эпохе, и красный жилет, увы, во все времена доступнее большинству, чем глубокая мысль.

Да, мы изъясняемся непонятно и не собираемся ничего в этом менять. Игры со смыслом оставим детям. Читать книги ради знаний - это довольно примитивно. Ничтожность сведений об авторах - как и о читателях, - которые удается почерпнуть даже из самых почтенных трудов, быстро отбивает подобную охоту. Нас разочаровывает содержание, а не форма, в которую оно облечено. Обидно продиратьс сквозь неумные фразы, выслушивать беспредметные откровения и по вине какого-то болтуна ежесекундно ловить себя на том, что весь этот бред ты уже сто раз слышал. Осознавшие это поэты бегут вразумительности, как огня, прекрасно зная, что их произведениям делать тут попросту нечего. Безумную женщину любишь нежнее любой другой.

Заря, внезапная, как холодный душ. Углы комнаты - незыблемые - далеко-далеко. Белая плоскость. Чистое движение в полумраке, туда, обратно. Я открываю для себя застенное, Париж в Париже - пассаж с его грязными детьми, пустыми мешками, твердит о нем без умолку. Деньги, дорога, красный глаз и блестящая лысина пути. День создан, чтобы научить меня жить, узнавать время. Наброски ошибок. Большая встряска заструится голым медом болезни, плоха игра - засахаренным сиропом, голову под воду, усталость.

Крохотная мысль - как талисман, - старый траурный цветок без запаха, я держу тебя обеими руками. Голова отлита в форму мысли .

Сводить Дада к субъективизму - грубейшая ошибка. Ни один из принявших сегодня эту эстетику не стремится к зауми. «Нет ничего непонятного», - сказал как-то Лотреамон. И я, полностью присоединяясь к мнению Поля Валери: «Человеческий разум, насколько могу судить, устроен так, что не может быть непонятным для себ самого», - точно так же считаю, что он не может быть непонятен и для других. Для этого понимания, думается мне, вовсе не нужно ни внезапной встречи двух героев, ни даже оглядки одного из них на собственное прошлое: достаточно цепочки совершенно естественных недоразумений, по возможности далеких от горстки расхожих истин.

Сейчас много говорят о систематическом освоении бессознательного. Но писать, отдаваясь свободному течению мысли, поэты начали не сегодня. Вдохновение - слово, неизвестно почему вышедшее из употребления, - когда-то принималось вполне благосклонно. Мне, например, кажется, что точный образ - находка чаще всего непроизвольная. Гийом Аполлинер справедливо считал нынешние штампы вроде «коралловых губ», чь долгая жизнь - лишнее доказательство их удачности, результатами той самой работы ума, которую он назвал сюрреалистической; наверное, другого происхождения у слов не бывает. Но Аполлинер доходил даже до того, что свое принципиальное убеждение - никогда не отталкиваться от предыдущей находки - считал основным условием научного усовершенствования и, так сказать, «прогресса». Образ человеческой ноги, растворившийся в представлении о колесе, совершенно случайно всплывает в коленчатых шатунах локомотива. Точно так же в сегодняшней поэзии вдруг натыкаешься на библейские интонации. Это явление я объяснил бы тем, что в новых приемах письма почти нет так называемого личностного выбора - а иногда он исчезает и совсем.

Но что действительно может навредить Дада в глазах всех, так это его толкование двумя-тремя высоколобыми писаками. До сих пор в дадаистском движении видели прежде всего материал для применения чрезвычайно модного сегодня фрейдовского «психоанализа» - ход, предусмотренный, впрочем, самим автором. Так, г-н Ленорман, кажется, даже предположил в своих сбивчивых и весьма недоброжелательных умствованиях, что нам, буде мы согласимся, поможет только лечение у психоаналитика. Аналогия между произведениями кубистов или дадаистов и словоизвержениями умалишенных, разумеется, притянута за уши - но не все еще понимают, что так называемое «отсутствие логики» освобождает нас от пут единичности выбора, что «понятный» язык зачастую, увы, бесцветен и что, в конце концов, никакие другие произведения, кроме вызвавших такой критический запал, не раскрыли бы в полной мере способности их авторов, а значит, не придали существованию критики тот смысл, которого ей вечно недостает.

В школе бесконечных мыслей
Прекраснейшего из миров -
Перепонки перекрытий
Я наполню книги безумной нежностью
Если только ты останешься
В романе, написанном
На верхней ступеньке

Все это, впрочем, до того относительно, что на десяток обвиняющих нас в отсутствии логики всегда отыщется хоть один, упрекающий в обратном прегрешении. Комментируя фразу Тристана Тцара: «Именно в борьбе против любой догмы, насмехаясь над учреждением всяческих литературных школ, дадаисты становятся Движением Дада», - г-н Рони отмечает: «По сути, в основе Дада - не создание какой бы то ни было новой школы, а настоящее отречение от самого принципа школы. Позиция, добавлю, вовсе не бессмысленная - напротив, она логична, даже слишком логична».

Ни одна душа не потрудилась отдать должное этому стремлению Дада ни за что не оказаться школой. Напротив, все с удовольствием твердят о «группе», «вожаке», «дисциплине». Слышны даже предостережения, что, мол, высвобождая потаенные силы человека, Дада может лишь ему навредить, но никому и в голову не придет, что объединяет нас именно несхожесть. Само сознание того, что мы - исключение из художественных или нравственных правил, мало тешит наше самолюбие. Мы прекрасно знаем: неукротимая фантази каждого - куда более дадаистская, нежели нынешнее движение, - расцветает, лишь освободившись от приземленности нашего мира. Это великолепно разъяснил г-н Бланш, сказав: «Дада выживет, лишь прекратив существовать».

Вытянем соломинку, кому быть жертвой
Злоба - как скользящая петля
Кто говорил - умер
Убийца встает и говорит
Самоубийство
Конец света
Знамена сворачиваются в ракушки

Для начала дадаисты поспешили заявить, что ничего не желают. И прежде всего - знать. Напрасные хлопоты, инстинкт самосохранения в любом случае восторжествует. Однажды кто-то простодушно спросил нас по поводу заголовка «Долой художников, долой литераторов, долой религии, долой роялистов, долой анархистов, долой социалистов, долой полицию...» и т.д., «пощадим» ли мы хотя бы просто человека; оставалось только улыбнуться - мы с Господом Богом судиться не собираемся. Похоже, одни мы до сих пор забываем, что разумение имеет свои границы. Да за одно только крайнее смирение я восхищаюсь словами Жоржа Рибмон-Дессеня: «Что такое красота? Что такое уродство? Что такое величина, сила, слабость? Что такое Карпентьер, Ренан, Фош? Знать не знаю. А что такое я сам? Знать не знаю знать не знаю знать».

1920

Слова без морщин

Мы вдруг стали бояться слов: внезапно обнаружилось, что наше привычное к ним отношение как к чисто вспомогательным средствам бесконечно устарело. При этом одним казалось, что постоянное употребление чересчур оттачивает и возвышает слова, другие же считали, что по самой природе своей слово вполне достойно участи лучшей, нежели нынешняя, - иначе говоря, им следовало дать полную свободу. «Алхимию слова» сменила настоящая химия. Она прежде всего взялась разграничивать признаки слов, лишь один из которых - основной смысл - можно отыскать в словарях. Речь шла о том, чтобы: 1) рассматривать слово как вещь в себе и 2) в мельчайших деталях изучать взаимодействие слов. Лишь ценой подобных усилий можно было вернуть языку его истинное предназначение - что для некоторых, в том числе и дл меня, могло бы стать невероятным прорывом в познании, расцветить нашу жизнь совсем иными красками. Но здесь мы уже отдавали себ на растерзание обыденному словоупотреблению, а в его владениях творить (читай: говорить) добро означает прежде всего ни на минуту не забывать о мертвом грузе этимологии, а также неустанно подгонять фразу под наш мало к чему пригодный синтаксис; тут и жалкий людской консерватизм, и тот страх перед бесконечным, что нет-нет, да промелькнет у моих соплеменников. Естественно, не все, кто принялся за это напрямую связанное с поэзией дело, четко осознавали, что творят; чтобы осуществить желаемое, его совсем необязательно формулировать. Собственно, я всего лишь развиваю здесь некий образ.

Провозгласив, что звуки имеют цвет, мы впервые - сознательно и загодя принимая все последствия такого шага - освободили слова от непременной обязанности что-либо означать. В этот день они возродились для новой, настоящей жизни, о возможном существовании которой даже и не догадывались. Сам я далек от того, чтобы использовать принцип звучащего цвета, но и в его адекватности не сомневаюсь. Важно, что мы уже научены опытом, и рассуждать отныне о безыскусности слов по меньшей мере неосторожно. В конечном счете, нам знакомо их многоголосие, взлетающее иногда до немыслимых высот. Слова, помимо прочего, пробуют свои силы в живописи, и - подождите - нам еще предстоит задуматься об их архитектуре. Но это достаточно замкнутый и непокорный мир, и все наши попытки контролировать его явно недостаточны: на месте преступления попадаются только самые отчаянные смутьяны. В действительности, вид слов ничуть не хуже их смысла выражает суть; бывает, слова лишь вредят идее, которую собирались нести. И потом, смысл слов не существует в чистом виде, зачастую мы не в состоянии уследить, как переносный смысл шаг за шагом воздействует на смысл прямой, так что каждому колебанию одного вторит изменение другого.

Современная поэзия представляет в этом отношении уникальное поле для наблюдений. Полан, Элюар, Пикабиа продолжают поиски, наметившиеся еще в произведениях Дюкаса, «Броске костей» Малларме, «Победе» и некоторых каллиграммах Аполлинера. Однако тогда никто еще не мог с точностью сказать, живут ли слова своей собственной жизнью, равно как и мало кто осмеливался видеть в них самостоятельные источники энергии. Отделив идеи от слов, все только и ждали - впрочем, без особой надежды, - когда же слова станут повелевать идеями. И вот свершилось: слова творят наконец то, чего от них так долго требовали. Любой пример того с разных точек зрения поистине бесценен.

Шесть «словесных игр», опубликованных в предпоследнем номере «Литератюр» за подписью Рроз Селяви, заслуживают, на мой взгляд, самого пристального внимания по двум причинам - вне зависимости от личности их автора, Марселя Дюшана: с одной стороны, они привлекают математической точностью (здесь и перенесение буквы внутрь слова, и свободное перемещение слогов внутри фразы и т.д.), а с другой - отсутствием того комического начала, которое считалось неотъемлемым признаком жанра, но лишь обесценивало подобные опыты. Как мне кажется, в поэзии давно не случалось ничего столь примечательного. Однако здесь неожиданно открылась совсем иная проблема, и ни я, ни Робер Деснос не могли даже предполагать, какое внимание привлечет к себе вся эта история. Кто же на самом деле диктовал заснувшему Десносу те самые фразы, что мы когда-то видели в «Литератюр» и в которых мы опять встречаем Рроз Селяви; действительно ли мозг Десноса сообщался тогда, как он заявляет, с разумом Дюшана - до такой степени, что Рроз Селяви говорит его устами, только если сам Дюшан бодрствует? Сейчас я, пожалуй, не смогу дать на эти вопросы вразумительный ответ - отмечу лишь, что, очнувшись, Деснос абсолютно неспособен, как и все мы, продолжить свои «словесные игры» даже ценой небывалых усилий. Впрочем, за последнее врем наш друг приучил нас к самым разным своим причудам: например, ему (человеку, в обычном состоянии рисовать не умеющему) принадлежит целая серия рисунков, один из которых, «Город с безымянными улицами Внутричерепного цирка», потрясает меня, не скрою, чрезвычайно.

Прошу читателя на время ограничиться первыми описаниями этой пока что не очень известной нам деятельности. Многие из нас склонны придавать ей особенную важность. Следует также понять, что, когда мы говорим о «словесных играх», на кону - самый сокровенный смысл нашего существования. Впрочем, слова давно прекратили свои игры.

Слова ласкают друг друга.

1922

Макс Эрнст

Изобретение фотографии нанесло смертельный удар старым выразительным средствам - как в живописи, так и в поэзии, где появившееся в конце XIX века автоматическое письмо является настоящей фотографией мысли. Поскольку этот инструмент позволял без труда поразить цель, в которую художники до той поры метили, они, облегченно вздохнув, отказались было от чистого подражательства. К несчастью, привыкнув лишь бесконечно тасовать уже имеющееся в наличии, человек не в силах созидать что-либо новое. На пейзаж, которому чуждо все земное, у нас просто не хватает воображения. Да и может ли быть иначе - ведь заведомо выхолащивая эмоциональное содержание, мы теряем способность его создавать. Бесплодны и попытки вернутьс к готовому образу предмета (этакой картинке из каталога) или непосредственному смыслу слова, как будто нам и впрямь под силу его обновить. Перед глазами по-прежнему лишь привычные значения, но мы вольны ими распоряжаться и применять их по собственному усмотрению. Именно невнимание к этой фундаментальной, при всех ее ограничениях, свободе погубило символизм и кубизм.

Похоже, вера в абсолютные время и пространство скоро бесследно исчезнет. Дадаисты никогда не старались быть современными. Они также считали бесполезным подчиняться заранее заданной перспективе, будучи по природе своей не в состоянии хоть сколько-нибудь держатьс фактуры - например, опьяняться словами. Но чудесная способность дотянуться, не порывая с нашим опытом, до двух несовместимых вещей и, сблизив их, высечь новую искру, открыть чувствам самые малопонятные образы, наполнив их яркостью обыденный реальности; или, упраздн систему координат-соответствий, запутать нас в наших собственных воспоминаниях - вот то, что на мгновения озаряло Дада. Пожалуй, тем, кому таковая способность присуща, лучше всего сделаться поэтами - поэт ведь не обязан понимать свои видения и вынужден, так или иначе, поддерживать с ними отношения исключительно платонические.

Остается лишь разобраться со всевозможными правилами, вроде правила трех единств. Сегодня благодаря кинематографу прибывающий поезд на полотне действительно въезжает на вокзал. По мере распространения приборов для замедления или ускорения движени пленки мы привыкаем наблюдать рост дубов или всю прелесть прыжка антилопы, и можно только, замирая от волнения, представлять, что вскоре произойдет с пресловутым точечным временем. Выражение «быстро, прямо на глазах» покажется нам лишенным всякого смысла - в мгновение ока будет совершаться переход от рождения к смерти во всех его мельчайших подробностях. Правда, подобное восприятие приводит - и в этом легко убедиться на примере боксерского поединка - к полной потере чувствительности. Кто знает, не придем ли мы к тому, что однажды разучимся различать суть предметов?

Нет ни малейшего сомнения - в этом смысле Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием.

1921

«Песни Мальдорора»

графа де Лотреамона

Человеческая жизнь не была бы для некоторых таким разочарованием, не сиди в каждом из нас постоянная уверенность в том, что мы способны на самые запредельные поступки. Нам по плечу, кажется, даже чудо, и, чтобы не сомневаться в существовании Бога, мы малюем Христа зауряднейшим из людей. Собственно говоря, религия не так уж бессмысленна: нет более естественной убежденности, чем вера в бессмертие души или, на худой конец, просто в жизнь вечную (я, например, не могу даже вообразить, что однажды сердце у меня перестанет биться). Бунт против идеи высшей истины - вот предел нашей смелости. Случается, и самые великодушные умы не оказываются в состоянии восхититься собором во всем его совершенстве. Такие скорее повернутся в сторону поэзии, которая в этом отношении счастливейшим образом осталась на уровне времен инквизиции. Религия, думает простак, «не может толкать на зло». Но то, что он краем уха слышал о связи нравственности и поэзии, вряд ли заставит его признать: поэзия есть добро.

Впрочем, считать искусство целью - не меньшая ошибка. Концепция «искусства ради искусства» кажется мне столь же разумной, сколь утверждение «жизнь для искусства» - сумасбродным. Мы уже знаем, что поэзия должна куда-то вести; именно на этой уверенности основывается тот горячий интерес, который мы испытываем к Рембо. Он же, как и множество иных, размышлявших о запредельном, до последнего времени находил особое удовольствие - видимо, чтобы еще больше распалить наше желание, - в том, чтобы нас разочаровывать. Его «абиссинские письма» - не что иное, как цепочка нелепых причуд. Лишить игру всякого интереса проще всего, убрав одновременно и ставку, и противника. Историю, будь то история литературы или какая иная, никогда не красили рассказы о том, что могло бы случиться, если... Чествовать человека лишь за то, что он умер «в расцвете сил», - бестактность; с другой стороны, верить биографии, полностью лишенной любопытных деталей, тоже глупо. Но, так или иначе, для рассуждений о графе де Лотреамоне мы располагаем всего лишь его произведениями: Изидор Дюкас так мастерски растворилс в своем псевдониме, что сегодня, называя этого молоденького репетитора (?) Мальдорором или даже автором его «Песен», нельзя отделатьс от мысли, что приукрашиваешь действительность.

Сколько таких же энтузиастов сгорает (не подозревая, что навсегда), садясь за письменный стол, - вот над чем стоило бы задуматься. Неважно, до какой степени самоотвержен такой литературный труд: именно он лучше всего утоляет жажду власти. Результата, если принять это слово в самом широком смысле, долго ждать здесь не приходится. Чернила и бумага никогда не позволяют воображению задремать - но не стоит подтрунивать над оратором лишь за то, что он неспособен мыслить в молчании. Сегодня, как мне кажется, литература становится мощнейшим аппаратом, крайне удачно подменяющим устаревший образ мыслей. Лучшие мыслители от отчаяния предательски пытаются задобрить нас хоть какой-нибудь картинкой (ведь говорил же Лотреамон: «Метафора отвечает тяге человека к бесконечности гораздо больше, чем представляется умам, погрязшим в предрассудках»). Я прекрасно понимаю, что злоупотребление доверием - не смертный грех, и приветствую любую попытку усомниться в действенности разума, но расхожая мысль о внутренних противоречиях любого автора представляетс мне полной нелепицей. Мы поспешили вывести из единства тела нераздельность души, тогда как, вероятно, в нас сосуществуют несколько сознаний и при выборе между ними ни одно может не перевесить. По крайней мере, то немногое, что нам дано знать о наследственности, находитс в полном согласии с этой теорией.

Поскольку постепенно вызревающее разочарование заложено во всяком желании с самого начала, хочется, чтобы такой финал был неизбежен. Тайны поэтического ремесла, которые Лотреамон стремитс мне поведать, я даже не буду обсуждать: иногда по законам химии два соединенных вещества могут выделить столько теплоты или дать такой сильный осадок, что сам опыт перестает меня интересовать. Подобное вызревание - одна из немногих вещей, которые обещают настоящее отдохновение чувств. Странно, когда поэтов упрекают за неожиданную развязку; так, не приходилось ли нам желать хоть револьверного выстрела над ухом, только бы отвлечься на несколько секунд?

Это же объясняет и нашу любовь к смеху - нам не понять его причину, пока не затихнут последние раскаты (с упоминавшейс религией надувательства здесь нет ничего общего). И напрасно присущее всем нам нелепое «стремление выглядеть достойно», помянутое недавно Чарли Чаплином, заставляет взять себя в руки: таким вспышкам место на прекраснейших страницах карты человеческого сердца. Но Лотреамон, увы, здесь скорее исключение: смех, это «постыдное скудоумие, до которого опустился человек», его поистине ужасает, он только и твердит: «Спокойствие!». Если бы не его релятивизм, он беспрестанно одергивал бы себя, досадуя от этого все больше и больше. Причиной тому его уверенность, что пылкий энтузиазм и внутренняя холодность могут прекрасно уживаться в одном человеке, а также безграничное уважение ко всему человеческому: и труд, и праздность для него одинаково святы.

Пока что мы не в состоянии адекватно оценить духовное значение творчества Дюкаса. По-настоящему понять его масштаб мы сможем, лишь сравнив «Песни Мальдорора» и «Стихотворения», - кстати, воспользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов о последних. Не стану опровергать утверждение, будто две эти книги разделяет настоящая революция. Мне единственно хотелось бы, чтобы читатель заметил в «Песнях» что-нибудь кроме копировани Бодлера - кстати, чисто формального. Такой подход тем более поставит читателя в затруднительное положение, что стиль Лотреамона ответит на подобное прочтение решительной закрытостью. «И если смерть засушит длинные тонкие ветви моих из плеч растущих рук, которые ожесточенно взламывают литературный гипс, что сковывает их, бы хотел, чтобы читатель, облеченный в траур, мог по меньшей мере сказать: «Стоит отдать ему должное. Он изрядно меня подурачил». В сущности, никто не был так лаконичен, как он; предельно четко осознавая условность выразительных средств, Лотреамон относилс к ним свысока: совершенно о них не заботясь, он при первой же необходимости всячески позорил и корил их. Собственно, этим он их и приручил. И опять же - поскольку одними лишь грамматическими правилами объяснить ничего нельзя, - должны ли мы усмотреть в его обычной манере оставлять фразу как бы подвешенной простую прихоть или же стоит попытаться, насколько возможно изящно, разрешить-таки проблему, которая пребудет неразрешенной вечно?

1920

Бросайте все

Вот уже два месяца я живу на площади Бланш. Зима выдалась на удивление теплой, и на террасе кафе напротив, где промышляют торговлей дурманом, я вижу женщин - их времени хватает лишь на очаровательные несколько секунд за столиком. Ночей больше нет, их удел - северные земли из древних легенд. Те, кто называет себя моими знакомцами, явно что-то путают - не припомню, чтобы мне доводилось жить где-нибудь в другом месте. Однако они настаивают: мы даже думали, что ты давно умер, говорят они мне. Что ж, вы правы, призывая меня к порядку. В конце концов, кто это говорит? Андре Бретон, человек не бог весть какой храбрости. Обнаружив однажды, что нет ни малейшей возможности делать то, к чему действительно лежит душа, он утешался до сих пор тем, что худо-бедно валял дурака. И действительно, такое впечатление, будто я сам не раз обирал себя до нитки; действительно, ни до святоши, ни до пройдохи не дотягиваю. Но я тем не менее не теряю надежды начать все сначала и в самом сердце празднично разукрашенного Монмартра этой зимой 1922 года размышляю о том, на что же я все-таки годен.

Сегодня принято считать, будто всякая вещь обязательно перетекает в свою противоположность и обе эти ипостаси сливаютс затем в единое целое, причастное тем не менее изначальному состоянию, - и так до вознесения духа к абсолютной идее, до полного слияни всех противоположностей и объединения всех родов и видов. Было бы, конечно, неплохо, если б с Дада все обстояло именно так, хот мечтаниям Гегеля о лавровых венках я лично предпочитаю переменчивую участь маленького журавля-вожака. Но, увы, ничего подобного. Взять хотя бы то, что сегодня Дада считает пределом ловкости выдавать себя за этакий порочный круг: «Однажды мы поймем, что до Дада, после Дада, без Дада, по отношению к Дада, против Дада, назло Дада всегда будет Дада», - и не замечает, как подобным лукавством истощаются последние силы и уничтожаются остатки всякой действенности. Что же удивительного, если на его стороне остаются лишь замкнувшиес в своей поэзии бедняги, которых, словно добропорядочных буржуа, способно взволновать одно лишь воспоминание о былых проделках. Опасность давно уже не в этом. Какое имеет значение, что, семен потихоньку, г-н Тцара дойдет рано или поздно до славы Маринетти или Бажю? Мне говорят, что я меняю образы так же легко, как расстаюсь с поношенными ботинками. Будьте добры, оставьте мне право на подобную роскошь, я, увы, не в состоянии носить веками одну и ту же пару: когда она снашивается, я отдаю ее слугам.

Я дорожу дружбой с Франсисом Пикабиа и по-настоящему восхищаюсь им. Меня совершенно не задевают те несколько шуток, что он отпустил в мой адрес, не заденет и их опубликование. Было сделано все, чтобы ввести его в заблуждение относительно моих истинных к нему чувств, - очевидно, что наше единение может поколебать безопасность некоторых удобно устроившихся людей. Как и многое другое, дадаизм был для многих лишь возможностью закрепиться, пригреть местечко. Так вот, я не договорил чуть выше - никакой абсолютной идеи нет и в помине. Мы находимся в плену у своего рода мысленного гримасничания, не позволяющего нам докопатьс до сути чего бы то ни было и заставляющего враждебно относитьс ко всему, что было нам дорого. Отдать жизнь за идеи - дадаистские или те, что я сейчас вам излагаю: да что это докажет, кроме нищеты ума? Идеи не могут быть плохими или хорошими, они могут нравитьс мне или нет, могут все еще увлекать меня в том или ином смысле. Вы уж меня извините, но, в отличие от плюща, я, если меня к чему-то прикрепить, гибну. И неужто вы думаете, что я стану ломать себе голову, не навредят ли мои слова тому культу дружбы, из которого, по меткому выражению г-на Бине-Вальмера, рождается понятие родины?

Могу лишь в который раз заявить вам, что все это мне смешно, и снова повторю:

Бросайте все.

Бросайте Дада.

Бросайте жену, бросайте любовницу.

Бросайте надежды и опасения.

Плодите детей на опушках лесов.

Меняйте синицу в руке на журавля в небе.

Бросайте, если нужно, и легкую жизнь - все, что дано вам для будущего.

Отправляйтесь в дорогу.

1922

 

            

                                                                    

                                                                   

       

                                      

          

                                                 

 

                                                                      

                 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz